Поиск



Миткаль, кисея, муслин

Собственные хлопчатобумажные ткани стали производиться в России в ХVIII веке, но еще задолго до этого ткани поступали к нам торговыми путями, как правило, из Средней Азии, о чем свидетельствует упоминание французского монаха Вильгельма де Рубрук о хлопчатобумажной одежде жителей юга Руси и Крыма в 1252 году. Эти ткани носили иноземные имена: зендеца, алча, киндяка, пестрядь. Именно такие названия встречаются нам в старинных письменных свидетельствах. В одном из них упоминается и хорошо известная в наши времена бязь (слово турецкого происхождения).
Чтобы увеличить потребление хлопчатобумажных тканей царь Алексей Михайлович издал целых два указа. Первым указом он требовал от свого воеводы сыскать "индейцев мастеровых", которые умели бы делать киндяки и бязи, вторым - отыскать "ткачей" миткали, кисеи, бязи, киндяки и фереспиры. Ни один из указов не принес результатов, однако, благодаря ним, до нас дошли упоминания известных тканей как исторические свидетельства. Одна из них миткаль (от персидского "меткал" - мера веса) - ткань, которая, подобно бязи вырабатывается полотняным переплетением, но более тонкая. Миткаль с набивным рисунком - это, всем на знакомый ситец, а белый миткаль для пошива белья - мадаполам. Коленкор - это миткаль, который пропитывают раствором крахмала.

Еще одна упомянутая ткань - кисея. Название заимствовано из тюркских языков. Ткань эта тонкая, с тканым рисунком в виде крупных клеток и печатным орнаментов на цветочную тему на светлом фоне. Применялась кисея для пошива занавесок и женских платьев и была очень популярна в XIX веке. Именно от названия этой ткани и происходит такое известное даже в наши дни выражение как "кисейная барышня". Впервые оно появилось в романе Помяловского "Мещанское счастье" и означало жеманную особу, с мещанскими взглядами на мир и ограниченным кругозором.

Название ткани муслин пришло из французского языка, а изначально появилось от названия города Мосул в Ираке. Муслин может быть как хлопчатобумажным, так и шелковым.